Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи
сопровождаются определенными рисками для пациентов. Для повышения
безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках
системы здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению
организации деятельности, в том числе, вовлечение пациентов и лиц,
осуществляющих уход для обеспечения безопасного оказания медицинской
помощи.
Безопасность медицинской деятельности – это отсутствие предотвратимого
вреда, рисков его возникновения и (или) степень снижения допустимого
вреда жизни и здоровью граждан, медицинских и фармацевтических
работников, окружающей среде при осуществлении медицинской
деятельности. Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого
приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в
рамках 72-ой сессии 25 мая 2019 года приняла резолюцию «Глобальные
действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября
Всемирным днем безопасности пациентов.
Цель Всемирного дня безопасности пациентов – повышение глобальной
осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной
солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности
пациентов и снижение вреда для пациентов во всем мире, как
профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников,
различных организаций, представляющих интересы пациентов.
В 2023 году для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема
«Вовлечение пациентов для обеспечения безопасного оказания медицинской
помощи» потому что вклад пациентов, членов их семей и ухаживающих за
ними лиц является важнейшим в обеспечении безопасности при оказании
медицинской помощи. Зарубежные и отечественные исследования позволяют
говорить о том, что партнерские отношения с пациентами при оказании
помощи обеспечивают более высокие показатели безопасности и
удовлетворенности и формируют целостную качественную систему
здравоохранения.
Вовлечение пациентов и членов их семей является одной из основных
стратегий по устранению предотвратимого вреда в сфере здравоохранения,
предусмотренных в резолюции «Глобальные действия по обеспечению

безопасности пациентов» и Глобальном плане действий по обеспечению
безопасности пациентов на 2021–2030 годы.
Для информационной кампании был выбран следующий лозунг: «Поощряйте
пациентов высказывать свое мнение!» В этом лозунге звучит призыв ко всем
заинтересованным сторонам об изменении парадигмы восприятия роли
пациента в процессе лечения. Необходимо реализовать принцип ориентации
на нужды пациента путем перехода от принятия медицинских решений «за
пациентов» к организации помощи «вместе с пациентами». ВОЗ призывает
сделать все необходимое для того, чтобы пациенты участвовали в выработке
политики, были представлены в структурах управления, привлекались к
совместной разработке стратегий по обеспечению безопасности и
становились активными партнерами медицинских работников при оказании
помощи.
Задачи Всемирного дня безопасности пациентов 2023 года:
1. Повысить осведомленность мирового сообщества о необходимости
активного взаимодействия с пациентами и членами их семей во всех видах
медицинских учреждений любого уровня в целях повышения безопасности
пациентов;
2. Привлечь государственные органы, лидеров здравоохранения,
медицинских и социальных работников, объединения пациентов,
общественные организации и другие заинтересованные стороны к усилиям,
призванным стимулировать участие пациентов и членов их семей в
реализации политики и практики в области обеспечения безопасности
медицинской помощи;
3. Расширить возможности пациентов и членов их семей для активного
участия в процессе оказания медицинской помощи и работе по повышению
безопасности услуг здравоохранения;
4. Стимулировать все стороны процесса оказания медицинской помощи к
принятию безотлагательных мер для вовлечения пациентов и членов их
семей в процесс оказания медицинской помощи в соответствии с
Глобальным планом действий по обеспечению безопасности пациентов на
2021–2030 годы.
Все стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи,
и тем не менее, по данным Всемирной организации здравоохранения:
• нежелательные события, вызванные небезопасным оказанием медицинской
помощи, являются одной из 10 основных причин смерти и инвалидности во
всем мире;

• вред, причиняемый в результате ряда нежелательных событий, можно
предотвратить почти в 50% случаев;
• во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской
помощи вред причиняется 4 из 10 пациентов;
• несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи
является причиной осложнений почти у 25% пациентов;
• в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) 15% всех расходов и рабочей нагрузки в больницах являются
прямым следствием нежелательных событий.
О проблемах в сфере обеспечения качественной и безопасной медицинской
помощи свидетельствуют обращения граждан, поступившие в адрес
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, темой
большинства из которых (47,9%) являются вопросы качества и безопасности
медицинской деятельности.
В целях снижения административных барьеров для пациентов и медицинских
организаций ведется обеспечение максимальной открытости результатов
деятельности: результаты контрольных мероприятий размещаются на
официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет и Едином реестре
контрольных и надзорных мероприятий. В открытом доступе также
размещаются ответы на часто задаваемые вопросы, ежегодно размещается в
профилактических целях анализ правоприменительной практики
Росздравнадзора.
Обеспечение максимального уровня безопасности здравоохранения –
актуальная задача национального масштаба, для решения которой требуется
объединение усилий всех заинтересованных сторон, включая
государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские)
организации.