Безопасность пациентов — это основополагающий принцип оказания медицинской помощи.
Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов. Нежелательные события при осуществлении медицинской деятельности могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении.
Безопасность медицинской деятельности — это отсутствие предотвратимого вреда, рисков его возникновения и/или степень снижения допустимого вреда жизни и здоровью граждан, медицинских и фармацевтических работников, окружающей среде при осуществлении медицинской деятельности.
Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов. Главная цель этого дня — повышение глобальной осведомленности и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов.
Небезопасные методы медикаментозного лечения и ошибки при использовании лекарственных средств входят в число ведущих причин нанесения предотвратимого вреда пациентам в медицинских учреждениях всего мира. Медикаментозные ошибки допускаются там, где системные недостатки в организации лекарственной терапии, а также человеческие факторы (усталость, неудовлетворительные условия работы или нехватка персонала) влияют на правильность назначения, учета, отпуска, приема препаратов и контроля за их применением, что в свою очередь может нанести серьезный вред пациенту, привести к инвалидности или даже смерти. Продолжающаяся пандемия COVID-19 значительно повысила риск таких ошибок и связанного с ними вреда.
С учетом огромного бремени наносимого ущерба тема Всемирного дня безопасности пациентов 2022 г. была сформулирована как «Безопасное применение лекарственных препаратов».
Лозунг Всемирного дня безопасности пациентов 2022 года — «Лекарства без вреда».
Накануне Всемирного дня безопасности пациентов министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко выступил с открытой онлайн-лекцией в онлайн-режиме в РУДН, где отметил, что:
- За год в России происходит более 1 млрд посещений в поликлинические отделения, почти 30 млн госпитализаций, почти 45 млн вызовов скорой помощи.
- Оказание любой медицинской помощи, особенно современной и высокотехнологичной, связано с рисками, которые можно предупредить.
- Кадры в здравоохранении — самый дорогой ресурс. Для того чтобы приобрести медицинское оборудование может потребоваться год, для строительства поликлиники понадобится 2-3 года, обучение медицинских работников подчас занимает десятилетие.
- Подготовка персонала и стандартизация алгоритма действия позволили сохранить жизнь и здоровье персонала и стандартизировать подходы по оказанию медицинской помощи.
- Соблюдение правил назначения, приема, дозировки и методов введения лекарственного препарата обеспечивает эффективность и безопасность лечения.
- Исследование лекарственных препаратов продолжается и после их выхода на рынок. Именно поэтому важно, чтобы обо всех случаях нежелательных реакций врачи сообщали в надзорные органы — это залог безопасности будущих пациентов.
- Самые грамотные документы и четкие инструкции окажутся бесполезны, если не попадут в дружелюбную среду, где и руководство, и персонал медучреждения регулярно проводят оценку нежелательных событий и рисков их возникновения, стремятся к позитивным изменениям.
- Пандемия COVID-19 подтолкнула к быстрой разработке и внедрению лекарственных препаратов в Российской Федерации: наша страна первой в мире зарегистрировала вакцину.
- Прием антибактериальных препаратов должен быть только по назначению врача. Риск антибиотикорезистентности и в последующем получения более тяжелых осложнений при использовании антибактериальных препаратов без показаний — это новый вызов в современном мире.
- Непременное условие повышения уровня безопасности пациентов — цифровая трансформация здравоохранения. Используя медицинские профили цифровых двойников пациентов, легко выделить отдельные группы риска и предупредить тяжёлые последствия заболеваний.